Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи. Кавалерия вступила в бой с гитлеровцами с первых минут войны. В Западном военном округе вместе с пограничниками встретили перешедшего в наступление врага два эскадрона 6-й Чонгарской кавдивизии, направленные в помощь 87-му погранотряду еще 19 июня. Вслед за ними вступили в бой и все части этой дивизии, подтянутые к границе за час до начала военных действий — в 3 ч ночи 22 июня 1941 года. Кавалеристы стойко отражали атаки превосходящих сил противника. Они несли тяжелые потери, но сдерживали стремящихся вглубь советской территории агрессоров. Такая же картина складывалась и на юго-западном и южном направлениях. Кавалеристы действовали в пешем строю, но при первой возможности совершали дерзкие конные атаки на колонны наступающих фашистов. Так, на Юго-Западном фронте 28 июня 1941 г. в районе г. Дубно Ровенской области конники 76-го кавалерийского полка 14-й кавалерийской дивизии во взаимодействии с танкистами внезапно атаковали мотоколонну противника, которая двигалась без разведки и охранения, и разгромили ее. На Южном фронте успешно действовал 2-й кавкорпус под командованием генерала П. А. Белова. До начала июля он прикрывал государственную границу, не допуская врага к переправам через р. Прут. В середине июля части 5-й кавалерийской дивизии в конном строю нанесли поражение 50-й дивизии противника.
Однако, несмотря на упорство в обороне, массовый героизм и отдельные успешные наступательные действия, впервые месяцы войны кавалерийские соединения вместе с другими частями Красной Армии вынуждены были после тяжелых боев отходить на восток. Тысячи конников погибали. Те, кто остались в живых, но не смогли пробиться через линию фронта, вливались в партизанские отряды.
Действия партизанских отрядов и соединений были бы невозможны без лошадей. Руководитель партизанского движения на Украине дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак писал: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда… Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно… В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь»*.
(Ковпак С. А. Верный помощник партизан.- Коневодство.- 1958.- № П.- С. 9-17.) Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.
Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают.
Неужели это и есть хваленое немецкое качество? А ларчик на самом деле открывался просто: немецкая лошадь привыкла к тому, чтобы ее регулярно и сытно кормили, а владимирец пол-Европы пройдет, питаясь соломой с крыш. Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.
А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были «на конной тяге». Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить. Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.
Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность. Немалую роль сыграли кавалерийские соединения в обороне Москвы, в разгроме фашистских армий, прорвавших в конце сентября — начале октября 1941 г. оборону Брянского, Западного и Резервного фронтов и устремившихся к нашей столице.
Непреодолимое сопротивление казаков 17-го кавалерийского корпуса на Туапсинском направлении не позволило вражеским войскам выйти к перевалам западной части Главного Кавказского хребта. Кавалерия была использована и в боях под Сталинградом.
На Воронежском фронте кавалеристы 7-го корпуса обеспечивали действия 3-й танковой армии генерала П. С. Рыбалко. Несмотря на сильные морозы и метели, конники, двигаясь по ночам, совершили марш в 300 км от станции Анна на юг до района Кантемиовки, а затем повернули на запад и, пройдя за четверо суток еще 180 км, 19 января с хода вступили в бой за город Валуйки.
Командующим кавалерией в 1943 г. был назначен Маршал Советского Союза С. М. Буденный, был образован штаб кавалерии (начальник генерал П. С. Корпачев).
Кавалерийские соединения участвовали во всех основных операциях Красной Армии в 1943 г. Начиная с лета 1943 г. кавалерия действовала совместно с танковыми и механизированными соединениями, которые стали теперь основным средством развития наступления. В некоторых операциях использовались конно-механизированные группы, включающие и кавалерийские, и механизированные части.
В зимне-весенней кампании 1944 г. конница участвовала в освобождении Правобережной Украины и Белоруссии.
На 1-м Украинском фронте в боях за освобождение г. Ровно отличился эскадрон тувинских добровольцев, действовавший в составе 8-й гвардейской кавдивизии. В то время Тувинская Народная Республика еще не входила в СССР, но молодые тувинцы, пожелавшие участвовать в борьбе с фашизмом, получили разрешение отправиться на фронт.
Умело действовали казаки 5-го гвардейского кавкорпуса при разгроме войск противника, окруженных под городом Корсунь-Шевченковский. При жестоком морозе и сильном буране, которые затрудняли действия других родов войск, кавалеристы в конном строю настигали и уничтожали прорвавшиеся из окружения и поспешно отходящие колонны противника.
Маневренность кавалерии, ее подвижность и способность двигаться по бездорожью были в полной мере использованы во время весенней распутицы 1944 г.
В конце апреля и начале мая 1945 г. смогли напоить своих коней водой из Эльбы кавалеристы 2, 3 и 7-го Бранденбургского гвардейских корпусов.
После разгрома фашистской Германии и ее союзников Советский Союз в августе 1945 г. вступил в войну против империалистической Японии. В освобождении Манчжурии очень важную роль сыграла конно-механизированная группа советско-монгольских войск под командованием генерала И. А. Плиева.
Сколько же лошадей «проходили службу» в рядах Советской Армии в годы войны? На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии: шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой. Даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. У немцев в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, фашисты быстро осознали преимущества «четвероногой» тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий…